Новости : Кола Часу 2013-2017. Предпосылки и итоги.

Вернуться к списку новостей

Предисловие 

  Вынашивая идею Фестиваля «Кола Часу» мы с братом отталкивались от мысли о том что – по-сути, это должен быть Праздник, (именно с большой буквы), Праздник для Людей, которые также как и мы безмерно увлечены ретро-мотоциклом, и для которых - старый мотоцикл – это часть жизни. Но, основная задача стояла в популяризации этого прекрасного увлечения. Ведь, ситуация была грустная.

  Пару слов о том, почему в Беларуси так мало «Ретро» в принципе, и ретро-мотоциклов в частности. И меняется ли ситуация?

Белое пятно

  Такая характеристика приходит на ум, когда пытаешься найти слова для описания ретро-мото движения в Беларуси десятилетней-двадцатилетней-тридцатилетней давности. Почему «Белое пятно», в чем причина?  Разве у нас не было старых* и даже старинных* мотоциклов?

  Как раз наоборот – мотоциклы были, за исключением, наверное, по-настоящему антикварных* моделей. Откуда? - Окончание Второй мировой войны принесло не только долгожданный мир, но и мото-трофеи из Западной Европы. На фоне трофеев выделяется ленд-лизовский Харлей.

Наверняка, самая массовая марка послевоенного времени на нашей территории. Как доказательство - фото из книги регистрации транспорта Минской области конец 40х гг.:

Фото Олега Гапановича

  Впервые мотоцикл как транспорт, стал, относительно часто, появляться на дорогах и улицах, а перевезенные, в счет репараций, технологии и заводы (в сущности, те же трофеи) позволили наладить массовое производство мотоциклов в Советском Союзе. Беларуси, входившей на тот момент в состав Союза, можно сказать по-своему повезло – с 1951 года у нас разместили производство легких мотоциклов. Великолепный мотоцикл с прекрасной родословной получил не менее яркое название - «Минск», но о нем чуть ниже.

 
   Фото Виталия Гапановича
  А вопрос остается вопросом - почему в Беларуси в конце ХХ ст., в отличие от всей Европы, не появилось ретро-мото-движение?  В сущности, ответ прост - не нашлось, за очень редким исключением, достаточного количества людей увлеченных идеей старинного мотоцикла. Это редкое исключение - братья Парникель. Но как говорится «один (два) в поле» - это далеко не ретро-движение. (С увлечением историческим автомобилем ситуация была чуть лучше, но на фоне соседей - Латвии, Эстонии, Литвы, Польши, ситуация все равно выглядела очень плачевно).

Почему?

  На то есть исторические причины. Будучи долгое время провинцией Российской империи, экономика Республики носила аграрный характер. Европейская промышленная революция второй половины XIX – начала XX вв., практически не затронула нашу территорию. После первой мировой войны, октябрьских событий и советско-польской войны территория современной Беларуси оказалось разделенной между Советским Союзом и Польшей, но аграрная сущность экономики осталась и в Восточной Беларуси, и в Западной. В то время как в Европе был бум мотоциклостроения – мотоциклетные заводы (очень часто похожие просто на мастерские) сотнями зарождались, развивались или разорялись – у нас, особенно в восточной (советской) части пахали (аралi) деревянной сохой. В западной части ситуация была чуть другой – сначала велосипед (у нас его называли «ровар»), а потом и мотоцикл стали появляться у населения. Например, в Гродно - велосипедная фабрика, основанная в начале 30-х годов братьями Старовольскими с 1936 гг. освоила производство мотоциклов марки Nemen (Нёман)
  Фото Виталия Гапановича
  Но, это качественно не изменило ситуацию – мотоцикл не стал массовым явлением. В результате компании 1939 года мото-транспорт и частично вело-транспорт, имевшийся на территории Западной Беларуси был реквизирован Красной Армией у населения. А оставшийся, с приходом Немецкой армии в 1941-42 был либо конфискован, либо, по свидетельствам очевидцев уничтожен. Поэтому так сложно сейчас найти в Беларуси вело и мото-экспонаты эксплуатирующиеся на наших землях с довоенного периода – практически ничего не осталось. Можно констатировать: Традиция использования техники как личного транспорта – прервалась, даже не успев толком зародится.

  В восточной (советской) части Беларуси дела обстояли еще хуже. Вело и мото-техника отсутствовала практически полностью. К тому же отсутствие частной собственности после национализации и коллективизации – не позволило сформировать хозяйское (гаспадарскае) отношение к средствам производства и технике вообще. Современный, можно сказать «многообъясняющий», термин - «заколхозить» - яркое подтверждение этому тезису.

  После второй мировой войны в Советском Союзе обратили внимание на потребности населения в личном транспорте. Но заводы не справлялись с удовлетворением спроса. Вопросы развития модельного ряда, внедрения новых моделей, новых технологий – имели вторичную задачу. Конкуренция? Сервис?  Главное – план по выпуску! Ведь купят и так. В конечном итоге это породило откровенную скудость и скучность модельного ряда. Фактически, каждый советский мотоциклетный завод производил только одну модель в одном классе, конструкция которой, что особенно печально, практически не менялась (!) десятилетиями. Мотоцикл, в том числе из-за отсутствия разнообразия моделей и был, и воспринимался владельцами  просто - недорогим утилитарным транспортом. Особенно с коляской. Что подтверждается фактом массового производства и распространения оных, по сравнению с Западной Европой, например.

  Все эти факторы, плюс в целом положение людей в обществе, подавленном физическими репрессиями 30-40х годов, бедностью 40-50х, авторитаризмом 60-70х, породили ситуацию, охарактеризовать которую можно, наверное, так - «не до жиру, быть бы живу». Традиция? Сохранение исторических памятников? (к коим мы относим архитектуру, мебель, старые и старинные мотоциклы, автомобили и т.д.). О чем идет речь, когда столько старых зданий, церквей было снесено государством? Государством, в котором рушить старую традицию было нормой. А вдобавок, тут, чтобы купить мотоцикл - часто нужен был «блат», а чтобы купить автомобиль - нужно было стоять лет десять в очереди…

  Все эти факторы, безусловно, сказались на мировоззрении всех нас. И как следствие – инфантильность общества, проявляющаяся, в том числе, и в отсутствии интереса к своему прошлому, к своей истории. (Включая, что логично, и промышленную историю, историю производства техники в своей стране). Практически ни одного технического музея (автомобильного или мотоциклетного)  не было создано в Советском государстве. Не возникало такой потребности. Технику «списали» - и на свалку. Точка. Сколько погибло трофейных, порой уникальных, экземпляров? Сколько погибло своих собственных оригинальных разработок? Риторический вопрос. Исключения, конечно, были. Это, конечно же, Политехнический музей в Москве и открывшийся в Риге, на закате советской власти, - Мотормузей.  Кстати, музей в Латвии появился неспроста и не на пустом месте.

  Достаточно вспомнить, что производство первых велосипедов в Российской империи появилось на фабрике Лейтнера в 1886 году, а первых автомобилей марки «Руссо-Балт» в 1909 году - в одном из промышленных центров – в Риге:

 Фото Олега Гапановича
  После обретения независимости в 20-30-х гг. в Латвии, а равно и в Польше, Эстонии, Литве формируются капиталистические отношения, на основе частной собственности и конкуренции. И это формирует главное – хозяйский  подход к любому делу. К тому же появляется много разнообразной техники, и механизмов, произведенных в том числе и на собственных заводах – т.е. у них возникает своя промышленная история, которая вкупе с частной собственностью рождает понимание ценности техники не только с утилитарной и «стоимостной» точки зрения, но со временем, и с исторической точки зрения. Это объясняет тот факт, что прибалтийские ребята первыми «выстрелили» в ретро-движении на просторах бывшего Союза. Уже в 70-х гг. у них формируется устойчивый интерес к своему техническому наследию. Тогда же начинают зарождаться коллекции, клубы; они начинают искать интересную технику по всему Советскому Союзу. И сегодня, как следствие – музеи, совершенно разного формата, коллекции техники разных масштабов отнюдь не редкость для этих стран. Что бы понимать разность в этапах развития  приведу простой пример: в Беларуси фестиваль ретро-мотоциклов отметил 5-ти летие, в Питере фестивалю исполнилось 10 лет, а в Эстонии уже 30 (!) (тридцать) лет подряд любители старинных мотоциклов проводят свое мероприятие. Все очевидно.

  Беларусь пока не может похвастаться своими музеями. Более того ситуация последних десятилетий была, как бы это сказать, …грустная. Историческая техника (в том числе мотоциклетная) была, это факт. А «спроса» у общества на нее фактически  не было. Как следствие – она либо, за ненадобностью, разукомплектовывалась,  гнила под забором и впоследствии, просто выбрасывалась (сразу в лес, в болото, а с недавних пор - сдается «на металлолом»), либо продавалось туда, где был спрос. Порой за бесценок. (Этих историй не счесть, к сожалению) В 80-е, особенно в 90-е ребята из Польши, стран Балтии, России, кажется, вывезли все самое яркое и ценное.  В 2000-е годы подключились свои, и процесс продолжился. Такая ситуация была характерна и для ретро-автомобилей, и для ретро-мотоциклов*. Столкнувшись воочию с ситуацией - стало обидно за свою, «белорусскую державу».

Так появилась мечта 

  Благодаря интересу к ретро-автомобилям, в 90-х я познакомился с ребятами  «в теме», благодаря которым получилось съездить на ретро-мероприятия в России и Польше. Там, на заграничных мероприятиях я, фактически, впервые по-настоящему увидел (много и в одном месте) старинные мотоциклы*.

Фото Олега Гапановича
  А у нас в Минске их было «не видно». Совсем. Мысль, как мечта:  «вот было бы здорово, если бы и у нас было много ретро-мотоциклов – тогда можно будет провести фестиваль старых* мотоциклов и в Беларуси» появилась примерно тогда же. 

  Потом как-то «сам по себе» появился Гараж. А в нем появилась одна Ява, потом другая, третья.

Фото Виталия Гапановича
  Добавились поездки в музеи Литвы, Латвии, Германии. Появились первые знакомые с таким же увлечением. Кто-то о ком-то рассказал. Кого-то, кто ехал на старенькой Яве или Паннонии, просто догнали на дороге, пообщались. А однажды, Виталий, просто разговорившись на работе - узнал, что коллега Андрей – «крутит» в гараже «Москву».

  Мечта стала превращаться в идею

 Кола Часу версия 1.0 

  Первая «проба пера» состоялась весной 2012 года. 



  Называлась она Неформальная встреча ценителей ретро-мотоциклов «Кола Часу». Мы были удивлены. Было около 15-ти мотоциклов, но еще человек двадцать (!) «пришли пешком», т.е. у кого-то из них так же был мотоцикл, только пока еще не «на ходу», а кто-то собирался приобретать. И притом, с половиной участников мы были еще незнакомы. Значит, есть любители, есть люди, которым старый мотоцикл интересен! Между тем грустных вестей прибавлялось – мотоциклов в Беларуси становится меньше и меньше – «заграница нам помогала».

  К 2013 году мы начали готовить первый фестиваль. Мотивация – собрать людей неравнодушных к теме старого мотоцикла, перезнакомить. Задачу поставили себе простую – популяризировать, на современный лад называется «пиарить», увлечение старыми мотоциклами – нужно было сделать тему «модной», что бы старых, старинных мотоциклов в стране стало больше. А для этого нужно было делать «красивое» мероприятие с правильной структурой. Привлекать партнеров, СМИ и т.д.

  В процессе подготовки, общении с администрацией, милицией, партнерами и т.д. постоянно сталкивались с непониманием. Практически никто не представлял: что мы хотим,  и что это будет. Стереотип был полнейшим: «а, знаем вас, - байкеров – напьетесь – будете «гойсать». Приходилось объяснять – «Понимаете, эти люди - коллекционеры, реставраторы, любители - они творцы. А ретро-мотоциклы – это произведения искусства, и порой стоят дорого, и оберегаются владельцами – никто не гоняет. И, вообще, во всем мире это тренд (что, кстати, правда)». Рассказывали  про популяризацию и необходимость сохранения технической истории, и т.д.  А еще, очень часто, кстати, слышали примерно такое: «Так, - а сколько приедет ваших ретро-автомобилей?». J Т.е. ретро-мотоцикл, как некий отдельный объект,  как некий отдельный образ отсутствовал в восприятии. Немудрено. Действительно восстановленных, отремонтированных мотоциклов было мало. Отреставрированных - очень мало. И стояли они по гаражам. Поэтому уже на первый фестиваль, в Воложинском районе, мы приглашали и международных участников - из 53 участников – их была половина.

  Получилось здорово! По отзывам ребят, была настоящая «домашняя» атмосфера. К такому, «домашнему» формату мы попробовали вернуться только в прошлом году, на пятом фестивале.

  Все эти годы фестиваль рос и развивался. Но главное оставалось неизменным – популяризация (пиар) идеи старинного мотоцикла, как серьезного и достойного мужского увлечения, полезного для всей страны.

  Подогреть интерес здорово помогли наши международные друзья. Мы искренне благодарны им всем! И Войта, и Георг, и Сергей Рени привезли нам «драйва». Апогеем, в 2017 году, стал приезд эстонского клуба UNIC-MOTO - 27 участников, 17 мотоциклов своим ходом. В общем и целом, за  пять лет, участниками «Кола Часу» стали любители ретро-мотоциклов из Беларуси, Чехии, Латвии, Литвы, Польши, Германии, Эстонии, Украины, Венгрии, России. Белорусам было на что посмотреть. Гости привезли и показали в Беларуси настоящие шедевры. Это были по-настоящему редкие, знаковые,  эксклюзивные, а порой и раритетные* экземпляры:  Цюндаппы, БМВ, «Красный октябрь» и ПМЗ,  Харлей-Дэвидсон,  ЯВА 500, Ариэль, и т.д.




 
 

  4-й Фестиваль в 2016 году был самым богатым на участников. Больше 200 мотоциклов собралось на гребном канале (а это очень много по европейским меркам!). 7 музеев и коллекционеров представили свои экспозиции.  Минский мото-завод впервые показал мотоциклы из своей коллекции за пределами заводской территории. Получился настоящий музей под открытым небом. А еще, мы праздновали 25-летие «Минского трофея» - слета ретро-мотоциклов, организованного братьями Парникель в 1991 году. Поздравляли Минский завод с 65-летием первого мотоцикла под маркой «Минск». Радовались возрожденному 20-му «Слету Друзей Явы».

  Все пять лет мы специально меняли место дислокации фестиваля, добавляли новые фишки в формат. На «Кола Часу» в 2015 году, например, смогли организовать парад ретро-мотоциклов по главным проспектам Минска.

 
  И это был первый раз, когда старинные мотоциклы, в сопровождении машин ГАИ проследовали через Минск:

  А юбилейный, 5-й фестиваль «Кола Часу 2017», в прошлом году,  опять же впервые, проходил в историческом центре столицы – красота, да и только.

  И, кстати, вопросов о том, что такое ретро-мотоцикл в этом году не возникало. Ни у кого.

  За пять лет проведения фестиваля «Кола Часу», как нам кажется, ситуация в ретро-движении поменялась. Восстановленных и отреставрированных мотоциклов стало больше, существенно больше. И это касается не только ЯВЫ, безусловно, самого распространенного и любимого ретро-мотоцикла.   Уровень некоторых работ стал очень высоким - очевидно, что в Беларуси появляются мастера международного уровня.  Коллекции - пополняются. (У многих уже сейчас гаражи забиты «под завязку».)  Можно сказать, что это увлечение в какой-то степени стало «модным». И более того – старые мотоциклы*, стали привозить в Беларусь. Это знаковое явление.

  Знаю многих участников, которые старались закончить реставрационные работы с мотоциклом к фестивалю – что бы представить мотоцикл широкой публике. А на следующий год сделать, т.е. восстановить, реставрировать следующий двух- а то и трехколесный экспонат – и участвовать на нем.

  Но, главное, что все люди, которые увлекаются старой техникой – делают одно большое дело – помогают по крупицам сохранять в стране техническую историю, помогают делать краше и разнообразнее нашу жизнь. Огромное спасибо Вам за этот труд!

  Искренние слова благодарности хочется произнести и ребятам - волонтерам, помощь которых в проведении «Кола Часу» абсолютно бесценна. Нам очень повезло с партнерами – они настоящие меценаты, они верили в фестиваль и помогали раскручивать «тему» фактически «с нуля». Только лучшие впечатления остались от общения с властью - нам встречались абсолютно адекватные руководители, понимающие и чувствующие красоту и необходимость такого мероприятия для страны. 

  Друзья, спасибо всем кто приобщился к Фестивалю! Ваша помощь и участие просто неоценима!

 

  P.S.

  В этом году на фестивале я заметил молодую пару - Руслана и Александру. Они привезли очень неплохой Минск М1М. 

 Сами восстанавливали. Мы разговорились.

  - Вы, знаете, мы так хотели приехать, и мотоцикл сделали, и буквально вчера на права сдали, но получить не успели, поэтому в ралли, к сожалению, пока не сможем участвовать.
  Эти слова мне были как «бальзам на душу». И не только потому, что появляется все больше молодых ребят, увлеченных ретро техникой. Мне очень импонирует то, что для себя они выбрали мотоцикл Минск - модель 50х годов - М1М.

  Ведь это еще один проблемный вопрос ретро-движения в Беларуси – недооцененность наследия нашего родного завода в своей же стране. Хочется надеяться, что в будущем на «Кола Часу» приедут ни один и ни два, а десятки любителей на отлично отреставрированных «Минских» мотоциклах. Но и не только! Ведь еще далеко не все модели мотоциклов и мопедов, производимых на советских заводах, побывали у нас. Даже среди них еще есть столько красивых экземпляров, восстановив которые, можно претендовать на оригинальность. Не говоря уже о заграничных марках. Поэтому хочется пожелать увлеченным людям успеха и уверенности в своих силах! Ведь восстановить старый мотоцикл своими руками – это заслуживает уважения и это действительно круто!

___________________________________________________________________________________

* Авторская расшифровка терминов, употребляемых в тексте:

Антикварная модель – мотоцикл, имеющий столетнюю историю.

Раритет – редкий мотоцикл (встречающийся в единичных экземплярах).

Старинные мотоциклы – мотоциклы, выпущенные до второй мировой войны.

Старые мотоциклы – мотоциклы, выпущенные после второй мировой войны (условно до 1985г.).

Ретро-мотоциклы – все мотоциклы, с момента выпуска которых прошло более 30-ти лет.


Олег Гапанович

24.01.2018